Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт администрации Александрово-Гайского муниципального района
Суббота, 18 Сентября 2021

Права граждан, обращающихся с заявлениями о совершенных преступлениях. Обязанности сотрудников правоохранительных органов, возникающие в связи с поступлением указанных заявлений.

Права граждан, обращающихся с заявлениями о совершенных преступлениях. Обязанности сотрудников правоохранительных органов, возникающие в связи с поступлением указанных заявлений.

22.06.2021

Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная
система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за
соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов,
действующих
на
территории
Российской
Федерации.
Одними из основных направлений деятельности органов прокуратуры
являются:
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, установленного
порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся
преступлениях, выполнением оперативно-розыскных мероприятий и
проведением расследования, а также законностью решений, принимаемых  органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие.
- координация деятельности по борьбе с преступностью органов внутренних
дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за
оборотом наркотических средств и психотропных веществ и других
правоохранительных органов.
Важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы
правоохранительных органов по противодействию преступности, является
эффективная организация приема, регистрации и рассмотрения заявлений и
сообщений о преступлениях, поскольку прием и достоверное отражение
статистической информации о совершаемых преступных деяниях позволяют
получить адекватную целостную картину состояния преступности в регионе,
выработать результативные меры противодействия, а качественное и
своевременное проведение доследственных проверок по поступившим
сообщениям о преступлениях во многих случаях обеспечивает возможность их
раскрытия в кратчайшие сроки по «горячим следам».
Основные
положения
действующего
законодательства,
регламентирующего права граждан, обращающихся с заявлениями о
совершенных преступлениях.
Должностными лицами, правомочными осуществлять прием сообщений о
преступлениях и оформлять их в соответствии с требованиями УПК РФ,
являются дознаватели, следователи, прокуроры, а также судьи (в отношении
заявлений потерпевших или их законных представителей по уголовным делам
частного обвинения, а также устных сообщений о преступлениях, сделанных в
ходе судебного разбирательства).
Круглосуточный прием сообщений о преступлениях и их
соответствующее оформление в органах дознания внутренних дел,
наркоконтроля и иных правоохранительных органах возложены на
должностных
лиц
дежурных
частей
(при
наличии
таковых).
Кроме данных должностных лиц, сообщения о преступлениях обязаны
принимать начальники органов дознания и их заместители, начальники
следственных отделов и их заместители, как во время личного приема граждан,
так и в других случаях.
Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями
сообщение о преступлении, обязано выдать заявителю под роспись на корешке
уведомления документ о принятии этого сообщения с указанием данных о
лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Бланки уведомлений и их корешки являются документами строгой отчетности.
Заполненные корешки уведомлений сдаются должностным лицом, принявшим
сообщение о преступлении, должностному лицу, осуществившему регистрацию
этого сообщения (для отчета и организации их хранения в течение одного года
с момента выдачи уведомления заявителю).
Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом,
правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им
уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы и являются основанием для обращения заявителя с жалобой руководителю
данного правоохранительного органа (его территориального подразделения),
прокурору или в суд.
В помещениях административных зданий правоохранительных органов
на стендах или в иных общедоступных местах в обязательном порядке должны
быть размещены: в судах - образцы заявления потерпевшего или его законного
представителя по уголовному делу частного обвинения, в иных органах -
выписки из положений УПК РФ, межведомственных и (или) ведомственных
нормативных актов, регламентирующих порядок приема сообщений о
преступлениях; образцы письменного заявления о преступлении, заявления о
явке с повинной и требования по их составлению; перечень должностных лиц,
правомочных и уполномоченных принимать такие сообщения, а также
оформлять протоколы принятия устного заявления о преступлении; сведения о
руководителях и иных должностных лицах органов (должность, Ф.И.О., адрес
органа и номер служебного телефона), которым в соответствии с УПК РФ
могут быть обжалованы действия, связанные с приемом (или неприемом)
сообщений о преступлениях.
Обязанности сотрудников правоохранительных органов, возникающие в
связи с поступлением указанных заявлений:
Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать
сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной
регистрации принятого сообщения в книге регистрации сообщений.
Организацию проверки принимаемых в круглосуточном режиме сообщений о
преступлениях, требующих незамедлительного реагирования, осуществляют
также должностные лица дежурных частей (смен, нарядов), имеющихся в
структуре
(составе)
правоохранительных
органов.
Если при проверке поступившего и зарегистрированного сообщения о
преступлении будет установлено, что с учетом территориальности оно
подлежит передаче в другой орган по подследственности, а по уголовным
делам частного обвинения - в суд, орган дознания, дознаватель, следователь
или прокурор, а также иное должностное лицо, уполномоченное осуществлять
прием и проверку сообщений о преступлениях, обязано вынести постановление
о передаче сообщения по подследственности или постановление о передаче
сообщения в суд.
Первый экземпляр вышеуказанного постановления вместе с сообщением
о преступлении и, в случае наличия, с иными документами, в том числе об
обнаружении и изъятии следов преступления и иных доказательств, должен
быть в течение суток направлен в соответствующий орган по
подследственности или подсудности, второй экземпляр постановления -
заявителю, а третий экземпляр с копией сообщения приобщен в
номенклатурное дело органа, направившего названные документы.
Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа
обязаны в пределах компетенции принять по поступившему сообщению о
преступлении решение в срок не позднее 3 суток со дня регистрации
указанного сообщения. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе
по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток
указанный срок, а при необходимости производства документальных проверок,
ревизий, исследований документов, предметов, трупов руководитель
следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству
дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием
на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для
такого продления.
Указанные сроки проверки сообщений о преступлениях исчисляются со
дня поступления первого сообщения об указанном преступлении, за
исключением сообщений о преступлениях, переданных с учетом
территориальности в другой орган по подследственности, срок проверки
которых определяется со дня их поступления по подследственности, а для
сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, полученных из
иных источников, - со дня регистрации рапорта об обнаружении признаков
преступления, если этот рапорт не был направлен с учетом территориальности
в другой орган по подследственности.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой
информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а
также по поручению руководителя следственного органа следователь.
Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщений о
преступлениях.
По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания,
дознаватель, следователь, руководитель следственного органа принимает одно
из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146
УПК РФ;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности в соответствии со статьей
151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии
с частью второй статьи 20 УПК РФ.
Решение по сообщению о преступлении должно быть мотивированным. О
принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняется
его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.
За защитой своих нарушенных прав граждане могут обращаться в органы
прокуратуры по месту совершения противоправных действий либо по месту
жительства.

Возврат к списку