Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Официальный сайт администрации Александрово-Гайского муниципального района
Суббота, 18 Сентября 2021

Расскажите, как у нас в стране можно защитить права потребителям.

Расскажите, как у нас в стране можно защитить права потребителям.

22.06.2021

Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее
– Закон о защите прав потребителей) предусматривает два варианта защиты
прав граждан-потребителей. Первый подразумевает досудебную защиту, т.е.
претензионное производство, а второй является судебным (исковым).
Досудебный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с
целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие
разногласия, а продавца (изготовителя, исполнителя) - добровольно
удовлетворить обоснованные требования потребителя, позволяя быстро
восстановить нарушенное право.
В соответствии с российским законодательством потребитель вправе:
1) либо предъявить требование о защите нарушенного права продавцу
(изготовителю, исполнителю);
2) либо обратиться с иском в суд, предварительно не предъявляя
требований продавцу (изготовителю, исполнителю).
Статья 11 Гражданского кодекса РФ закрепляет такую форму защиты
нарушенных прав потребителя как обращение в суд с соответствующим иском.
Отдельно стоит отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона
о защите прав потребителей потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной
пошлины.
По спорам, связанным с защитой прав потребителей, в суд, кроме самого
потребителя могут обращаться:
- Роспотребнадзор и его территориальные органы;
- иные органы в случаях, установленных законом (например,
прокуратура);
- органы местного самоуправления;
- общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы),
имеющие статус юридического лица.
Вместе с тем, в определенных случаях потребителю, прежде чем обратится
с соответствующим исковым заявлением в суд, необходимо пройти стадию
досудебного (претензионного) разрешения спора с исполнителем.
Претензионное производство имеет ряд «плюсов» по сравнению с судебным
разбирательством. Претензионное производство позволяет оперативно и без
дополнительных расходов (оплата услуг представителя, проведение судебной
экспертизы и другие) установить обстоятельства спора и при необходимости
принять меры для восстановления нарушенных прав потребителя. Также стоит
отметить, что в соответствии со статьями 202 и 203 Гражданского кодекса РФ
предъявление гражданином-потребителем претензии не является основанием
приостановления или прерывания течения исковой давности.
Относительно оформления претензии, стоит отметить, что она подается в
произвольной письменной форме, которая пишется на имя продавца
(исполнителя, изготовителя) в двух экземплярах. В претензии излагается суть
предъявляемых требований, указывается факт отказа удовлетворения устных
требований. В претензии должно содержаться требование добровольного
удовлетворения прав потребителя. В противном случае потребитель оставляет
за собой право обратиться в суд и требовать кроме защиты его права
возмещения материального и морального вреда. Претензия, подписанная
заявителем с указанием его домашнего адреса, с приложением документов по
существу претензии передается адресату. На втором экземпляре необходимо
сделать отметку о получении оригинала должностным лицом. Письмо также
может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением о
вручении адресату. Таким образом, предъявление претензии по большинству
дел о защите прав потребителей необязательно, но рекомендуется как
возможный
досудебный
порядок
урегулирования
споров,
способ
конкретизировать свои требования к ответчику до судебного разбирательства и
документально зафиксировать момент, начала отсчета срока удовлетворения
требований потребителя.

Возврат к списку